Минтранс России разработал комплекс мероприятий для тестирования и поэтапного ввода в эксплуатацию на дорогах общего пользования высокоавтоматизированного транспорта без присутствия инженера-испытателя на борту. Реализация этого плана в рамках поручения Президента РФ обеспечит к 2024 году создание условий для безопасного движения беспилотников на автотрассах. Об этом рассказал сегодня заместитель министра транспорта России Алексей Семёнов в ходе выступления на онлайн-сессии «Беспилотные автомобили против пандемий и кризисов: как ускорить их внедрение на российских дорогах?». Дискуссия организована Фондом Росконгресс и Ассоциацией «Цифровой транспорт и логистика» (ЦТЛ).
Алексей Семёнов отметил, что к настоящему моменту фактически пройден важный первый этап технологической зрелости и готовности высокоавтоматизированного транспорта. «Сейчас мы переходим ко второму этапу – практическому внедрению, массовому использованию этих технологий. Здесь мы сталкиваемся с одним из наиболее серьезных препятствий для полноценного и безопасного внедрения беспилотного транспорта – отсутствием необходимой и достаточной нормативной правовой базы», — пояснил замминистра.
План разработан на основе предложений Минэкономразвития, МВД и отечественных технологических лидеров – ООО «Яндекс», ПАО «Сбербанк», ПАО «Камаз», ООО «УК Группа ГАЗ», Газпром нефть, а также Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика», ФАУ «РОСДОРНИИ» и НАМИ.
Комплекс включает мероприятия по разработке нормативной правовой и нормативно-технической базы. Документ предусматривает решение принципиально важных вопросов, таких как классификация, учет и порядок расследования правонарушений с участием беспилотников, а также права и обязанности участников дорожного движения. Кроме того, предусмотрена разработка и создание цифровых и интеллектуальных систем учета и организации движения высокоавтоматизированного транспорта, создание специальных тестовых зон для проведения отдельных процедур его опытной эксплуатации. Комплекс мероприятий проходит сейчас межведомственное согласование для дальнейшего направления в Правительство РФ.
Директор Ассоциации ЦТЛ Антон Замков предложил поставить на поток поиск инновационных технологических решений для реального ускорения массового внедрения беспилотников, их коммерческого использования, решения проблемных вопросов в части нормативного регулирования и распределения ответственности, а также реализации других проектов в области цифровой трансформации логистики. «Мы выходим с инициативой предоставления всем федеральным органам исполнительной власти прямого права организации технологических конкурсов, разработки соответствующего федерального закона. И предлагаем, чтобы Минтранс выступил пилотным ведомством. Эта идея родилась в ходе анализа лучшего мирового опыта и получила поддержку экспертного отраслевого сообщества. Такая новация станет очень правильным дополнением к регуляторной гильотине и регулятивным песочницам», — заключил Антон Замков.
В онлайн-сессии приняли участие представители Минкомсвязи, Яндекса, «Газпром нефти», ФАУ «РОСДОРНИИ», ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» и Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ).